Неизвестное об известном. (О ксотюмах)Граф А.Г. Бобринский
Автор: Игорь Кирсанов
Опубликовано: 2769 дней назад (22 ноября 2014)
Блог: Музеи
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Тема этой статьи – костюм как средство атрибуции произведений изобразительного искусства. Детали костюма играют важную роль в анализе художественного произведения даже в тех случаях, когда нет необходимости выяснять время его создания, национальную принадлежность изображенного, социальный статус и прочее. Такой анализ позволяет достаточно точно вписать портрет или жанровую картину в культурное пространство той или иной эпохи.
Все, что относится к многочисленным подробностям костюмов портретируемых персонажей, в рамках истории искусства справедливо носит прикладной характер и весьма успешно применяется в музейной практике. Совершенствование технологической оснащенности работы экспертов и реставраторов не умаляет возможностей такой научной дисциплины как история костюма. Пока что в научной литературе нет исследований, которые бы определили границы толкования изображения благодаря изучению костюма. Однако его возможности как универсального культурного кода достаточно широки для уточнения хронологических границ создания произведений. Примером включения художественного произведения в культурную среду своего времени может стать известный портрет Алексея Григорьевича Бобринского, исполненный в 1769 году Карлом-Людвигом Христинеком.
Мы знаем, что Алексей Бобринский родился 11 апреля 1762 года (точную дату рождения мальчика указала сама Екатерина II в своем письме от 2 апреля 1782 года) – значит, на портрете ему всего семь лет. Нам хорошо известна его дальнейшая судьба. Император Павел возвел его в графское достоинство своим указом от 12 ноября 1796. От брака с баронессой Анной Владимировной Унгерн-Штернберг у него было четверо детей. Единственная дочь стала в замужестве княгиней Гагариной, а трое сыновей продолжили графский род.
Общеизвестно, что начиная с пятилетнего возраста детей высокого происхождения одевали в одежду взрослых, так что покрой камзола и кафтана семилетнего мальчика, его пудреный парик и треугольная шляпа подмышкой никогда не вызывали вопросов. Детский парадный портрет в модном взрослом наряде мог быть заказан и ранее пятилетнего возраста, и несколько позднее. Цель такого заказа – демонстрация социального статуса изображенного. Россия усвоила этот тип портрета вместе с европейской модой. И заказчиком, и исполнителем портрета учтена даже такая характерная деталь как обычно носившаяся подмышкой шляпа-треуголка, которую крайне редко надевали на голову из-за слоя пудры и помады, а также потому, что сложная прическа не позволяла ее удержать в нужном положении.
Портретистом был уроженец Петербурга Карл Людвиг (Логгин Захарович) Христинек (1732 – не позднее 1794), который получил художественное образование в Петербурге же, и которому было доверено руководство созданием подготовительного картона для знаменитого мозаичного панно работы М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1765). К моменту создания портрета юного Бобринского художником уже были написаны портреты А.А. Муравьевой, князя А.А. Вяземского и других персонажей. Екатерина II была, видимо, вполне довольна живописцем, ведь в 1780 году именно Христинек с оригинала А.Рослина написал ее портрет.
http://www.rusiskusstvo.ru/journal/3-2006/a1864/
Все, что относится к многочисленным подробностям костюмов портретируемых персонажей, в рамках истории искусства справедливо носит прикладной характер и весьма успешно применяется в музейной практике. Совершенствование технологической оснащенности работы экспертов и реставраторов не умаляет возможностей такой научной дисциплины как история костюма. Пока что в научной литературе нет исследований, которые бы определили границы толкования изображения благодаря изучению костюма. Однако его возможности как универсального культурного кода достаточно широки для уточнения хронологических границ создания произведений. Примером включения художественного произведения в культурную среду своего времени может стать известный портрет Алексея Григорьевича Бобринского, исполненный в 1769 году Карлом-Людвигом Христинеком.
Мы знаем, что Алексей Бобринский родился 11 апреля 1762 года (точную дату рождения мальчика указала сама Екатерина II в своем письме от 2 апреля 1782 года) – значит, на портрете ему всего семь лет. Нам хорошо известна его дальнейшая судьба. Император Павел возвел его в графское достоинство своим указом от 12 ноября 1796. От брака с баронессой Анной Владимировной Унгерн-Штернберг у него было четверо детей. Единственная дочь стала в замужестве княгиней Гагариной, а трое сыновей продолжили графский род.
Общеизвестно, что начиная с пятилетнего возраста детей высокого происхождения одевали в одежду взрослых, так что покрой камзола и кафтана семилетнего мальчика, его пудреный парик и треугольная шляпа подмышкой никогда не вызывали вопросов. Детский парадный портрет в модном взрослом наряде мог быть заказан и ранее пятилетнего возраста, и несколько позднее. Цель такого заказа – демонстрация социального статуса изображенного. Россия усвоила этот тип портрета вместе с европейской модой. И заказчиком, и исполнителем портрета учтена даже такая характерная деталь как обычно носившаяся подмышкой шляпа-треуголка, которую крайне редко надевали на голову из-за слоя пудры и помады, а также потому, что сложная прическа не позволяла ее удержать в нужном положении.
Портретистом был уроженец Петербурга Карл Людвиг (Логгин Захарович) Христинек (1732 – не позднее 1794), который получил художественное образование в Петербурге же, и которому было доверено руководство созданием подготовительного картона для знаменитого мозаичного панно работы М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1765). К моменту создания портрета юного Бобринского художником уже были написаны портреты А.А. Муравьевой, князя А.А. Вяземского и других персонажей. Екатерина II была, видимо, вполне довольна живописцем, ведь в 1780 году именно Христинек с оригинала А.Рослина написал ее портрет.
http://www.rusiskusstvo.ru/journal/3-2006/a1864/
# 22 ноября 2014 в 12:24 |
# 22 ноября 2014 в 12:24 |
# 25 ноября 2014 в 12:54 |