|
Андрей, о людях, конечно. А ещё было сказано, кого вы не сможете научить летать, тех научите скорее падать. А ещё и так: "А вы, уставшие от мира и ленивые! Вас надо высечь розгами! Ударами розги надо вернуть вам резвые ноги. Ибо – если вы не больные и не отжившие твари, от которых устала земля, то вы хитрые ленивцы и вороватые, притаившиеся, похотливые кошки. И если вы не хотите снова бежать, должны вы – исчезнуть! Не надо желать быть врачом неизлечимых – так учит Заратустра, – поэтому вы должны исчезнуть!". "Болезненные люди суть великая опасность человека: не злые, не "хищники", – писал Ницше. – Заведомо увечные, поверженные, надломленные – слабейшие суть те, кто по большей части минируют жизнь под человеком, кто опаснее всего отравляют и ставят под вопрос наше доверие к жизни, к человеку, к самим себе. … На такой вот почве самопрезрения, сущей болотной почве, произрастает всяческий сорняк, всяческая ядовитая поросль… здесь непрерывно плетется сеть злокачественного заговора – заговора страждущих против удачливых и торжествующих, здесь ненавистен самый вид торжествующего. И сколько лживости, чтобы не признать эту ненависть ненавистью! … Чего они, собственно, хотят? По меньшей мере, изображать справедливость, любовь, мудрость, превосходство – таково честолюбие этих "подонков", этих больных!" Разве не учит Заратустра о прохождении мимо там, где нельзя любить? Разве желает он быть лютым укротителем? Разве не советует он своим ученикам бежать в одиночество и не быть "махалками от мух", не поднимать руки против жалких и маленьких людей и т.п.? Как подмечал сам Ницше: "речь идёт вовсе не о праве сильнейшего; но как сильнейшие, так и слабейшие – все стремятся к одному и тому же: распространить свою власть насколько возможно больше". Вспомним, против чего в человеке выступал Ницше? Против твари (грязь, бессмыслица, хаос). А за что в человеке он ратовал? За творца, ваятеля. Он выступал против умаления человека и призывал к его возвышению и возвыситься должен был, прежде всего, дух, предварительно очистившись от всей скверны, находящейся в глубинах его. Если опять вспомнить Заратустру, то несчастными называл он тех, у кого один выбор: сделаться лютыми зверями или укротителями зверей. Вспомним и предостережение Заратустры от того, чтобы стать "махалкой от мух" и в связи с этим совет бежать в уединение, ибо самый страшный твой враг, учил Заратустра, – это ты сам. Если мы вспомним размышления М. Хайдеггера о гуманизме, то под гуманизмом он понимает не что иное, как "культивирование человечности". Это, в общем. А в частности виды гуманизма различаются им в зависимости от того, как в каждом конкретном случае понимаются природа и свобода человека. То, что в человеке пребывают в единстве "тварь" и "творец" не является секретом для Ницше. Но для него привлекателен и заслуживает внимания и сострадания лишь "творец в человеке". Радикализм Ницше в уничтожении "твари в человеке" зачастую рассматривается как жестокость и человеконенавистничество. Но если это так, то отсечение хирургом источника болезни и слабости в человеке также есть жестокость и человеконенавистничество. Ницше отказывается сострадать "к социальным "бедствиям", к "обществу" и его больным и обездоленным, порочным и изломанным от рождения, распростёртым вокруг нас на земле; ещё менее … к ропщущим, угнетённым, мятежным рабам, которые стремятся к господству, называя его "свободой". И вместе с тем, как мне представляется, в философии Ницше изложены его великая Надежда и великая Любовь к Человеку.
|