Просмотр вопроса
Уважаемые участники, поскольку ни единожды встречал "разночтения" в толковании этой фразы,
24 ноября 2014
"Падающего толкни" - это как по Тоинби, надо дать вызов, чтобы развиться.
Милосердие через жестокость иллюстрирует стих Ницше :

Никто из нас не прав, - когда не замечает,
Как ранит та рука, которая щадит,
Как угнетает мысль, как грубо удручает,
Взяв милосердие за самый верный щит.
А этот щит плодит, лобзая преступленье,
Насилье и порок и слабому грозит,
У истины берёт и мудрость, и значенье,
Нет, милосердие не добрый - злобный щит!
Он преступлению развязывает руки,
Дамокловым мечом он честности грозит,
Смеётся над добром, когда наносит муки,
Да, милосердие есть ненадёжный щит!


Помочь уходящему - дать тот же вызов.
Ницше учил - умри вовремя. Хотя можно жить долго и не быть обузой, жить сполна не смотря на старость, как Кнут Гамсун, но если все сложно - боль, болезнь, ты обуза, тогда путь один - самоубийство.
24 ноября 2014
Григорий Ермолаев # 24 ноября 2014 в 22:36
Уважаемые участники, поскольку ни единожды встречал "разночтения" в толковании этой фразы, и вообще - этого аспекта философии Ницше, предлагаю его обсудить.

Как вы понимаете это утверждение?

Что значит "милосердие" через жестокость?

Что значит "слабому, тому что должно уйти ещё нужно помочь в этом"?

И ещё, как известно - человек существо не вечное, и слабость, старость, ущербность постигает не обязательно от рождения; а с возрастом - пожалуй большее количество людей, большинство. Итак, какой "ницшеанский" совет можно дать человеку, столкнувшемуся с этим и ощущающему оскудение в себе жизненной силы, а может быть даже - понимающему, что он - обуза? Думаю, уместно будет затронуть и вопрос эвтаназии, и последние годы самого Ницше.
Григорий Ермолаев # 24 ноября 2014 в 22:36
Да, думаю самоубийство Делёза иллюстрирует вашу последнюю мысль. Человек сам прекращает жизнь, понимая, что это уже не Жизнь, а состояние "пса на цепи"...
Владислав Ежаков # 24 ноября 2014 в 22:36
Это мы можем увидеть и в Стоицизме, где Зенон самовыпилился с такими же мыслями.
Max Lofo # 26 ноября 2014 в 06:21
"Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:
Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!!
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (bermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).
Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле, он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и т. п., а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идет от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.
Вася Васин # 26 ноября 2014 в 08:49
То что должно разрушится и стремится к этому, не надо сдерживать.
Валерий Тропин # 26 ноября 2014 в 09:26
Григорий, у Ницше нет - падающего толкни. Это искажение или извращение.
Евгений Мильнер # 26 ноября 2014 в 11:53
Валерий, это вытекает из всей логики философии Ницше
Валерий Тропин # 26 ноября 2014 в 20:32
Евгений, а я вот читал у Ницше, что если ты стоишь достаточно высоко, то помоги подняться другому. А ещё читал, что там где уже нельзя любить следует пройти мимо. И ещё читал, что тех, кого вы не сможете научить летать, научите падать. Такая вот логика.
Евгений Мильнер # 27 ноября 2014 в 05:37
Валерий, вы пытаетесь затащить Ницше в ряды христианства. Напротив, он выражался достаточно ясно

Не следует украшать и выряжать христианство: оно объявило смертельную войну этому высшему типу человека, оно отреклось от всех основных инстинктов этого типа; из этих инстинктов оно выцедило понятие зла, злого человека: сильный человек сделался негодным человеком, «отверженцем».

Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения.

Вот пример, вызывающий глубочайшее сожаление: гибель Паскаля, который верил в то, что причиной гибели его разума был первородный грех, между тем как ею было лишь христианство
"Антихрист"

Не про вас ли это сказано, Валерий?
Валерий Тропин # 27 ноября 2014 в 09:47
Евгений, с чегой-то вдруг Вы такой странный вывод сделали? И в мыслях у меня такого не было. Вот и Вы, если есть желание воюйте с христианством. Но война с христианством не означает, падающего толкни. "О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё толкнуть!
Всё, что от сегодня, – падает и распадается: кто захотел бы удержать его! Но я – я хочу ещё толкнуть его!
Скорее уж падающее толкни, так будет вернее, не падающего, так будет искажение.
Алексей Липатов-Белоусов # 27 ноября 2014 в 13:28
О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то
нужно еще толкнуть!
Все, что от сегодня, — падает и распадается; кто захотел
бы удержать его! Но я — я хочу еще толкнуть его!
Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную
глубину? — Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они
скатываются в мои глубины!
Я только прелюдия для лучших игроков, о братья мои!
Пример! Делайте по моему примеру!
И кого вы не научите летать, того научите — быстрее
падать!
Андрей Зырянов # 28 ноября 2014 в 04:30
Валерий, "Скорее уж падающее толкни, так будет вернее, не падающего, так будет искажение." - а как же "Пусть гибнут слабые и уродливые - первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще ПОМОГАТЬ ИМ ГИБНУТЬ"? Разве здесь речь идет не о людях?
Валерий Тропин # 28 ноября 2014 в 11:23
Андрей, о людях, конечно. А ещё было сказано, кого вы не сможете научить летать, тех научите скорее падать. А ещё и так: "А вы, уставшие от мира и ленивые! Вас надо высечь розгами! Ударами розги надо вернуть вам резвые ноги.
Ибо – если вы не больные и не отжившие твари, от которых устала земля, то вы хитрые ленивцы и вороватые, притаившиеся, похотливые кошки. И если вы не хотите снова бежать, должны вы – исчезнуть!
Не надо желать быть врачом неизлечимых – так учит Заратустра, – поэтому вы должны исчезнуть!".
"Болезненные люди суть великая опасность человека: не злые, не "хищники", – писал Ницше. – Заведомо увечные, поверженные, надломленные – слабейшие суть те, кто по большей части минируют жизнь под человеком, кто опаснее всего отравляют и ставят под вопрос наше доверие к жизни, к человеку, к самим себе. … На такой вот почве самопрезрения, сущей болотной почве, произрастает всяческий сорняк, всяческая ядовитая поросль… здесь непрерывно плетется сеть злокачественного заговора – заговора страждущих против удачливых и торжествующих, здесь ненавистен самый вид торжествующего. И сколько лживости, чтобы не признать эту ненависть ненавистью! … Чего они, собственно, хотят? По меньшей мере, изображать справедливость, любовь, мудрость, превосходство – таково честолюбие этих "подонков", этих больных!"
Разве не учит Заратустра о прохождении мимо там, где нельзя любить? Разве желает он быть лютым укротителем? Разве не советует он своим ученикам бежать в одиночество и не быть "махалками от мух", не поднимать руки против жалких и маленьких людей и т.п.? Как подмечал сам Ницше: "речь идёт вовсе не о праве сильнейшего; но как сильнейшие, так и слабейшие – все стремятся к одному и тому же: распространить свою власть насколько возможно больше".
Вспомним, против чего в человеке выступал Ницше? Против твари (грязь, бессмыслица, хаос). А за что в человеке он ратовал? За творца, ваятеля. Он выступал против умаления человека и призывал к его возвышению и возвыситься должен был, прежде всего, дух, предварительно очистившись от всей скверны, находящейся в глубинах его.
Если опять вспомнить Заратустру, то несчастными называл он тех, у кого один выбор: сделаться лютыми зверями или укротителями зверей. Вспомним и предостережение Заратустры от того, чтобы стать "махалкой от мух" и в связи с этим совет бежать в уединение, ибо самый страшный твой враг, учил Заратустра, – это ты сам.
Если мы вспомним размышления М. Хайдеггера о гуманизме, то под гуманизмом он понимает не что иное, как "культивирование человечности". Это, в общем. А в частности виды гуманизма различаются им в зависимости от того, как в каждом конкретном случае понимаются природа и свобода человека. То, что в человеке пребывают в единстве "тварь" и "творец" не является секретом для Ницше. Но для него привлекателен и заслуживает внимания и сострадания лишь "творец в человеке". Радикализм Ницше в уничтожении "твари в человеке" зачастую рассматривается как жестокость и человеконенавистничество. Но если это так, то отсечение хирургом источника болезни и слабости в человеке также есть жестокость и человеконенавистничество. Ницше отказывается сострадать "к социальным "бедствиям", к "обществу" и его больным и обездоленным, порочным и изломанным от рождения, распростёртым вокруг нас на земле; ещё менее … к ропщущим, угнетённым, мятежным рабам, которые стремятся к господству, называя его "свободой". И вместе с тем, как мне представляется, в философии Ницше изложены его великая Надежда и великая Любовь к Человеку.
Валерий Тропин # 28 ноября 2014 в 21:57
Ницше представляется мне больше гуманистом и реалистом, чем любой другой философ его времени. Он изначально выступает против уничижения и умаления человека в социуме или в Боге и объявления равенства в твари, в тварности. Даже здесь люди не равны, полагает он, но вместе с тем он всем, указывает цель и предоставляет возможность движения к этой цели. Он предлагает сначала всех учить и призывает всех учиться. Но если они слабы, ленивы больны, то пусть упадут, исчезнут, дабы не мешали взлёту и полёту других, способных к тому. Ницше всех призывает к творчеству и созиданию, к утверждению человека творца и избавлению от твари. И творец ни в коем случае не должен быть равен твари. Да, жёстко и, может быть, даже жестоко, порой, звучит требование Ницше, но это реальное требование к реальному человеку.
Роман Заманилов # 29 ноября 2014 в 03:28
Ницше здесь лишь повторил классическую сентенцию Горация:

Carpite florem,
Qui, nisi carptus erit, turpiter ipse cadet!

Затягивание процесса приводит к огромным затратам, потерям, разрушениям. Радикальное решение всегда оказывается дешевле. Однако, людям свойственна нерешительность, вследствие чего они даже войны ведут “гуманитарно”, “ограниченным контингентом”, “С ограниченными целями”, что не может повлечь ничего, кроме поражения.

Не надо пытаться задержать идущую с горы лавину и тем более пытаться водрузить ее на место. В любой ситуации надо помочь реализоваться неизбежному и расчистить в этом процессе поле для своего будущего.

В том и смысл. Речь ведь идёт о системе, а не о человеке.
Яндекс.Метрика