Простите за запоздалый ответ...
Я думаю, тут полезно было бы поставить кавычки около "мы". Вот они уже стоят, стоило мне только отстраниться от субъекта грамматически...
Когда вы говорите, что, по Лакану, реальность - это то, к чему у нас доступа нет и т.д., то "мы" - это ведь просто обобщение разных Я, не так ли? То "мы", которое "мы" привыкли видеть в разных текстах, особенно академических, компанейское и сухое, это ведь фактически Я - ваше Я плюс мое Я плюс Я предполагаемого читателя. Если про читателя заодно с писателем можно сказать "мы", то, значит, особой разницы между ними нет, и все "мы", то есть все эти Я, находятся внутри того, что Лакан зовет символическим. Эти Я - просто функции языка, производящая, воспринимающая, изменяющая (критик) и так далее, которые могут меняться местами, что-то вроде гибкого зеркала или шляпы. Тогда только этому Я и заказан доступ к реальности, пусть оно, следовательно, и огорчается.
Но у реальности (у тела и прочего) ведь есть еще и другой способ напомнить о себе, про который говорит Фрейд в том же тексте - через травму. У меня сейчас нет под рукой книги, но он пишет, что физическая травма, шок от ранения, например, облегчает психическую. Чем больше физическая травма, тем меньше расстройство психики, которая будто и не задета. Как если бы реальность вне тела хотела передаться или соединиться с реальностью тела, море плеснуть в озеро, но на пути у этой передачи есть какая-то задержка или ущемление, и вот это ущемление как раз и есть Я - что-то вроде узла на шнурке. Чем он больше, тем шнур короче.
А вот откуда берется воображаемое? Вот ЭТО, по-моему, настоящая загадка. Можно понять, что есть мир-тело, что его части синхронизируются с помощью всяких Я и языка, но откуда берутся боги? В них, кажется, нет никакой необходимости. В самом деле, почему люди не животные?
|