|
Интервью с Александром Васильевым ТП Саша, в своих интервью на протяжении последних 15 лет Вы всякий раз сетуете об отсутствии музея моды в России… АВ Не скрываю, открытие Музея моды в России – моя мечта, цель моей жизни, и если хотите (хотя и звучит несколько выспренно) – мой гражданский долг. ТП Но в России сотни, если не тысячи музеев, некоторые из которых имеют отделы костюма… АВ Не так много как могло бы показаться. Эрмитаж владеет богатым собранием придворного костюма, в Государственном историческом музее в Москве хранится бытовой и модный костюм 18 – начала 20 века. Но, к сожалению, их коллекции находятся на так называемом фондовом хранении, другими словами не выставлены постоянно, предметами из них дополняют временные выставки, посвященные той или иной эпохе или персоналии. Очень интересна коллекция Московского государственного текстильного университета, но она недоступна для широкой публики, и не действует в качестве музея в классическом понимании. Отделы костюма имеются в музее Царского села и Музее истории и реконструкции Москвы, немало предметов собрано в Музее декоративно-прикладного искусства. Но это исключительно народный костюм. Есть и совсем маленькие коллекции, например, Челябинский музей костюма, в котором пока всего 25 предметов. Для такой большой страны как наша, при том интересе, который сегодня вызывает мода и стиль этого до обидного мало. По-существу, если в один прекрасный день ваша сестра сказала бы «Я поведу тебя в музей», этим станет какой угодно музей, но только не музей моды. ТП Музе не любили собирать «старые тряпки»? АВ Долгие годы считалось, что одежда не важна, что увлечение модой пагубно, отвлекает человека от духовного. Миф утверждал, что у Ленина было только одно пальто (то, в котором он был одет на митинге, когда в него стреляла эсерка Каплан), а значит, что и у людей должно быть одно добротное пальто немаркого цвета и одна кепка. В увлечении внешним обликом усматривали западное влияние. Вторая причина связана, на мой взгляд, в русской ментальностью и предрассудками: у старой одежды, якобы, плохая энергетика. Как можно – человек трогал эту ткань руками, носил эту одежду, а мы вдруг выставим это не всеобщее обозрение. То есть картина маслом достойна показа, а кружевной чулок или вышитый корсет – нет, ибо не искусство! ТП Отсутствие интереса к коллекционированию одежды восполнили частные собиратели. АВ Их становится все больше. Мне известны богатые собрания Елены Супрун, Петлюры, Костригиной, Савинова, частный Музей Обуви в Москве….., которые тратят свои личные средства для пополнения своих собраний и буквально спасают вещи от исчезновения. Но частные коллекционеры нередко сталкиваются с трудностями при хранении вещей – ведь требуется немало места, да и показы очень редки – не все музеи готовы предоставить свои залы, трудно и дорого найти манекены, подобрать аксессуары, придумать оригинальную концепцию выставки. А реставрировать вещи из текстиля в домашних условиях просто невозможно! ТП Ходят невероятные слухи о богатстве вашего собрания. АВ Они не далеки от истины, действительно в моем собрании несколько десятков тысяч предметов: от пуговиц до полных комплектов костюмов. Часть из них телезрители видели в моем недавнем сериале на канале «Культура» - Дуновение века – 2. Сегодня я могу поставить для выставки не менее двух сотен манекенов, одетых с ног до головы: то есть от обуви до пера на шляпе и брелка на цепочке, сумочка и зонтик или трость непременно будут аксессуаризировать модель. При этом у меня богатая коллекция Haute Couture – вещи от Ворта, Пуаре, Фортуни, Дусе, Шанель, Скиапарелли, Диора, Кардена. Бальмена, Куррежа, Фата и многих других включая единственную в мире коллекцию моделей домов моды русской эмиграции. Ошибок в подборе экспонатов я не допускаю. Музеи, может быть, и располагают необходимыми дополнениями к платью, но музейные работники просто не имеют навыков в украшении манекена, подборе аксессуаров, париков и других «милых», но важных деталей. Аксессуары распылены по музейным хранилищам, плохо описаны, никогда или очень ред
|