|
ФОТОВЫСТАВКА "ТРАДИЦИОННЫЙ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК В РУМЫНСКОЙ ДЕРЕВНЕ" В РОССИЙСКОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ – по материалам румынского села им. Димитрия Густи 25 декабря 2013 г. – 28 января 2014 г.
В народном календаре два главных христианских праздника, Пасха и Рождество, которые иногда накладываются по времени на старые праздники, сохранившиеся в коллективной памяти с дохристианских времен и связанные с «началом нового времени» и «обновлением природы». Эти праздники, посвященные солнечному и/или лунному божествам, смерти и рождению, по традиции отмечались ежегодно. Поэтому в основе праздничных действий Пасхи и особенно Рождества можно обнаружить древние ритуалы, песни, жесты, сохранившиеся от дохристианских времен, со времен язычества. Образы Св. Николая (Санты Клауса), Отца Ива и Деда Мороза гармонично соединяются в праздновании двух важнейших праздников - Рождества и Нового года. Именно этот удивительный синтез христианства и дохристианских верований язычества придает им особенные, специфические нотки. Рождество - время рождественских гимнов, Новый год - время танцев и масок: вот два важнейших элемента, определяющих их самобытность. Трудно найти столь интересные Рождественские празднования, какие бытуют у румын, и так же трудно найти более красивое исполнение рождественских гимнов, чем то, каким славятся румыны!
Как писал Михай Поп, «время в целом непрерывно, и люди, чтобы понять его, справиться с ним и организовать его, раскроили его на лоскуты. Наблюдая за движением звезд и сменой сезонов, они разделили его и сделали год, который нарезали на кусочки поменьше - месяцы. Двенадцати¬дневные рождественские праздники и есть олицетворение двенадцати месяцев» (Pop М. Folclor Romnesc. Bucureti, 1998. P. 294). Этот «отрезок» времени, двенадцать праздничных дней (duodecesima), под¬разумевает проведение ежедневных обрядов, которые сегодня накладываются на большой христианский праздник - Рождество. Праздники, связанные с переходом от старого времени к новому, сегодня проходят под знаком христианства и начинаются в канун Рождества, в Сочельник, 24 декабря, и продолжаются до конца двенадцатидневного срока, до праздника Богоявления 6 января. В Сочельник все готовы получить великую новость Рождества. Священник заходит в дома с Рождественской иконой, принося с собой новости о Рождестве и давая благословение дому и семье. «Очевидно, что все, что происходит в эти двенадцать дней, не является частью повседневной жизни» (Pop М. Op. cit. Р. 295). Человек вновь переживает те события, которые уже произошли, совершает обряды и произносит заклинания, которые помогут перейти порог, разделяющий два разных времени. И человек возрождается, очищенный от грехов через образ божественной жертвы. Первая часть этого «перехода» остается за христианским праздником Рождества. В народном календаре, в праздник зимнего солнцестояния, Дед Мороз и Иисус Христос, Спаситель, который рождается «крошечный и опеленный» спеленатый (как поется в румынских рождественских гимнах), разделяются. Однако прослеживается очевидный синкретизм между дохристианскими верованиями и праздниками, посвященными «началу нового времени» и «обновлению природы». Этот синкретизм, это явление порождено долгим сосуществованием церкви (и христианских верований) с дохристианскими представлениями, которые вносят дополнительные необычные нотки в логику развития празднования Нового года и Рождества. Рождество — второе по значимости в иерархии христианских праздников после Пасхи.
На всем пространстве Юго-Восточной Европы в народном календаре всех стран, как христианских, так и нехристианских, начиная с XX века Дед Мороз («Корочун» или «Карачун» у русских, «Кrаuп» у чехов и словаков, «Karacsony» у венгров) явля¬ется солнечным божеством, который рождается 25 декабря и, прожив 365 дней, стареет и умирает для того, чтобы возродиться в начале следующего года. Все это происходит согласно традиции календарного обновле¬ния в период зимнего солнцестояния, то есть на пороге нового года. Этот день в году самый короткий, а ночь - самая длинная, н
|