ВРЕМЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Опубликовано: 61 день назад (31 октября 2014)
Блог: Музеи
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Информация о временных выставках в Российском этнографическом музее.
Грешники | Новодевичий монастырь
Диана Михайлова # 1 ноября 2014 в 08:24
Выставка «Циркумполярная цивилизация на вечной мерзлоте». 29 ноября 2012 года - 28 февраля 2013 года.
Выставка посвящена знаменательной дате - 380-летию вхождения территории Якутии в состав Российского государства. Основная идея выставки "Циркумполярная цивилизация на вечной мерзлоте" - презентация памятников шести коренных народов (якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган), проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7346.htm
Диана Михайлова # 1 ноября 2014 в 14:46
ВЫСТАВКА "АНДАКЕН ПЕНУРАТ-ЮНЫЙ ПРИНЦ-ПАНДЖИ". МИР ИНДОНЕЗИЙСКОГО ТЕАТРА
24 декабря 2012 года - 18 февраля 2013 года.

Министерство культуры Российской Федерации, Российский этнографический музей, Государственный академический центральный театр кукол им. С.В.Образцова, Центр комплексных программ "Наследие", при поддержке Посольства Республики Индонезии в Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ "АНДАКЕН ПЕНУРАТ-ЮНЫЙ ПРИНЦ-ПАНДЖИ".МИР ИНДОНЕЗИЙСКОГО ТЕАТРА

Мир индонезийского театра" впервые откроет российскому зрителю загадочный мир театрального искусства Индонезии. На выставке будут представлены куклы театра теней, объёмные марионетки и уникальное, а также воссозданное в XXI веке современным художником 60-ти метровое панно XVIII века из частной коллекции Тофика Рахзена (Джакарта, Индонезия). 24 сцены панно иллюстрируют путешествие юного принца-Панджи, проходящего испытания в поисках пропавшей принцессы СекарТаджи.

Выставка задумана как культурный мост между Россией и Индонезией, соединяющий культурное пространство двух стран.
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7393.htm
Елена Корчагина # 2 ноября 2014 в 17:09
«И.А. ГАЛЬНБЕК – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭСТОНСКОЙ ЭТНОГРАФИИ»
20 февраля-16 марта 2013 г.

Выставка знакомит посетителей музея с культурой островов Эстонии конца ХVIII – начала ХХ в., а также рассказывает о личности собирателя – петербургского архитектора И.А. Гальнбека (1855–1934), который является основоположником фонда по эстонской этнографии в Санкт-Петербурге.
На выставке представлены экспонаты, приобретенные И.А. Гальнбеком в экспедициях 1906–1912 гг., в том числе: празднично-обрядовые костюмы, предметы ювелирного искусства, изделия крестьянских художественных ремесел (свадебные кружки, короба).
В виде фотопанно и интерактивного каталога впервые за всю историю музея демонстрируются архивные материалы – этнографические рисунки И.А. Гальнбека.
Выставка в РЭМ – первая из двух, посвященных петербургскому исследователю, проводимых в рамках международного проекта (Россия – Эстония). В конце 2013 г. наши коллеги из Эстонского национального музея намерены показать свои коллекции И.А. Гальнбека. Главная задача обеих выставок – привлечь внимание общественности к личности этого выдающегося человека и его культурно-этнографическому наследию.
Диана Михайлова # 2 ноября 2014 в 20:32
25 февраля - 30 апреля 2013 года - Выставка
Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы
(К 120-летию со дня рождения)

Фотовыставка посвящена Леониду Леонидовичу Капице (1892 - 1938) - ученому- этнографу, сотруднику Этнографического отдела Русского музея. Научное наследие Л.Л. Капицы включает уникальные этнографические коллекции, собранные им в 10 - 20-е гг. ХХ в. у финно-угорских народов Европейского Севера - саамов, карел и коми на территории Кольского полуострова, Карелии и Республики Коми. Значительную часть собрания составляют фотографии (более 500), зафиксировавшие многие архаичные стороны традиционной культуры этих народов.

Фотографии Л.Л. Капицы являются ценнейшим этнографическим источником. Они представляют собой, по существу, визуальную энциклопедию ушедшей в прошлое народной жизни.

Фотографии:
- Леонид Леонидович Капица (1892 - 1938)
- Сбивание масла.
Карельская Автономная ССР, Ухтинский р-н., д. Каменное озеро. 1927-1928 гг. Карелы.
-«Патьвашка» – сват-колдун.
Карельская Автономная ССР, Ухтинский р-н., д. Каменное озеро. 1927-1928 гг. Карелы.
Диана Михайлова # 4 ноября 2014 в 00:14
22 марта - 21 апреля 2013 года. Выставка
Борис Молчанов. "Свет далекой звезды".
Графика, живопись, косторезное искусство.
К 75-летию со дня рождения долганского художника Бориса Молчанова
К 50-летнему юбилею Таймырского Дома народного творчества
Диана Михайлова # 4 ноября 2014 в 07:35
ВЫСТАВКА "АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА 2013"
2-8 апреля 2013 года

Организаторы
НП "Объединение архитектурных мастерских"
Санкт-Петербургский Союз Архитекторов России
Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ"

Место проведения
Российский этнографический музей, Мраморный зал
Инженерная улица, д. 4/1
Санкт-Петербург

Открытие выставки состоится во вторник 2 апреля 2013 в 17.00
Выставка работает ежедневно с 10.00 до 20.00
Вход свободный

Биеннале современной архитектуры Санкт-Петербурга в 2013 году проводится в четвертый раз. На выставке представлены лучшие проекты и реализованные постройки, выполненные петербургскими архитекторами за последние два года.

В экспозицию включены новые объекты градостроительства, жилые и общественные здания, объекты реставрации и реконструкции, интерьеры и городской дизайн. В выставке принимают участие 20 архитектурных мастерских, входящих в состав Объединения архитектурных мастерских, а также проектные компании - члены Некоммерческого партнерства "Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга". Ретроспективная часть выставки посвящена творчеству теоретика и практика строительства транспортной инфраструктуры Игоря Георгиевича Явейна (1903-1980).

Образовательная программа выставки включает лекции ведущих петербургских и зарубежных архитекторов (из Голландии, Италии, Дании, Норвегии, Финляндии и Литвы) и кинопрограмму, составленную из архивных материалов Государственного музея архитектура им. А.В. Щусева.

На открытии выставки состоится презентация "Архитектурного ежегодника", представляющего лучшие проекты и постройки петербургских зодчих, созданные в 2011-2012 гг.

Биеннале современной архитектуры Санкт-Петербурга проводится с 2007 года, за это время были показаны десятки новых работ петербургских архитекторов, выставку посетили тысячи зрителей. Традиционно пользуется популярностью дискуссионный формат лектория Биеннале, который не ограничивается профессиональным общением, а приглашает к обсуждению всех желающих.

Некоммерческое партнерство "Объединение архитектурных мастерских" создано в 1999 году и является клубом профессионального общения, где обсуждаются и решаются проблемы, с которыми сталкиваются творческие архитектурные коллективы в современном градостроительстве. В настоящее время ОАМ включает двадцать творческих мастерских. ОАМ издает альманах "Архитектурный ежегодник Санкт-Петербурга", который позволяет ознакомиться с современными работами петербургских архитекторов
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства "ПРО АРТЕ" создан в 1999 году. Деятельность Фонда связана с изучением и продвижением явлений культуры и искусства XX-XXI века. В программе "Современная архитектура" с 2004 года в Петербурге по приглашению Фонда с лекциями и мастер-классами выступили более 100 российских и зарубежных архитекторов, организовано 20 архитектурных выставок и конференций.
Лекционная программа осуществляется при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Российской Федерации, Нидерландского центра международной культурной деятельности SICA, Государственного центра современного искусства, Европейской комиссии, Датского института культуры в Санкт-Петербурге.
Кинопрограмма подготовлена при участии Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Справки:
Фонд "ПРО АРТЕ" (812) 233 00 40, 233 05 53Объединение архитектурных мастерских (812) 571 45 Российский Этнографический музей (812) 570 57 15, 570 57 68
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7595.htm

http://vk.com/stpetersburgarchitecture
Диана Михайлова # 5 ноября 2014 в 08:25
10 апреля - 30 июня 2013 года.
Выставка "Сокровища донских степей" (из собрания Ростовского областного музея краеведения)
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7625.htm

Выставка знакомит с экспонатами археологической части собрания Ростовского областного музея краеведения, включающей более 120 тыс. единиц хранения - извлеченные в разное время из донских курганов и городищ артефакты, относящиеся к различным историческим периодам от палеолита до эпохи Средневековья.

На выставке "Сокровища донских степей" представлен 1561 экспонат из археологической коллекции музея; все они относятся преимущественно к скифо-сарматской эпохе.

Особого внимания посетителей заслуживают предметы из раскопок таких известных памятников археологии, как курганная группа "Пять братьев" (Елизаветовский могильник) и некрополь Кобякова городища.

На выставке экспонируются уникальные серебряные сосуды, обычно присутствующие в царских погребениях; парадный набор предметов вооружения: меч с ножнами, горит (футляр для лука и стрел из дерева или кожи) с золотой обивкой, ювелирные украшения. На выставке демонстрируются реконструкции головного убора и костюма скифского царя (насчитывающая более 80 золотых бляшек), а также женского головного убора калафа, содержащая более 70 элементов из золота.

Уникальным, не имеющим аналогов в мире, является гарнитур из золотых украшений, обнаруженный в погребении кургана № 10 Кобяковского могильника (конец I - начало II в. н.э.). Украшения принадлежали молодой сарматской царице, о чем свидетельствует драгоценная гривна - символ царской власти.

Представленные на выставке "Сокровища донских степей" уникальные археологические комплексы, предметы керамики, ювелирного искусства, отражают своеобразие культуры кочевых и полукочевых народов донской степи в разные исторические периоды. Археологическая коллекция Ростовского областного музея краеведения по праву является достойной составляющей мирового культурного наследия, богатством и гордостью Донского края.
Диана Михайлова # 6 ноября 2014 в 16:03
Выставка картин «Мир глазами русских художников. Кипр – Болгария - Сербия»
с 15 мая по 19 мая 2013 года в Мраморном зале Российского этнографического музея будет работать выставка картин "Мир глазами русских художников. Кипр - Болгария - Сербия".

Выставка проводится в рамках международного социально-культурного проекта Вячеслава Заренкова "Созидающий мир".

На выставке будут представлены работы петербургских живописцев Евгения Антипова, Андрея и Елены Базановых, Натальи Бекетовой, Александра и Анжелики Гришиных, Дмитрия Егупова, Вячеслава Заренкова, Юлии Заренковой, Петра Коноша, Ольги Красноперовой, Виктора Тихомирова и Виктора Ямщикова.

Все художники из Санкт-Петербурга участники многих российских и международных выставок, их произведения находятся в галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Представленные на выставке картины посвящены Кипру, Болгарии и Сербии трем странам, которые посетили петербургские живописцы участники программы "Мир глазами русских художников".

В течение двух лет художники путешествовали по миру, изучали историю и культуру, знакомились с простыми людьми, стремясь как можно больше узнать об их жизни, обычаях и традициях.

Выставка "Мир глазами русских художников. Кипр - Болгария - Сербия" призвана способствовать развитию международных культурных связей, взаимному ознакомлению с жизнью наших государств, укреплению дружбы и сотрудничества.
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/369/7674.htm
http://www.tv100.ru/news/mir-glazami-russkih-hudojnik..
Диана Михайлова # 7 ноября 2014 в 11:32
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7722.htm

Выставка "Образы народов России" посвящена истории создания на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге знаменитой серии скульптур "Народности России" к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 г.

Выставка "Образы народов России" посвящена истории создания на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге знаменитой серии скульптур "Народности России" к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Замысел создания этой коллекции принадлежал лично императору Николаю II, осознававшему важную роль взаимоотношений народов Российской империи - исторически полиэтничного государства, - в начале ХХ в. насчитывающей в своем составе около 200 народностей. В 1907 г. мастерские Императорского фарфорового завода приступили к воплощению замысла. Руководство проектом было возложено на известного скульптора Павла Павловича Каменского (1858-1922), много лет служившего в должности заведующего бутафорской мастерской Императорских театров.

На настоящей выставке зрители могут увидеть все 74, скульптуры из серии "Народности России". Бо?льшая их часть принадлежит собраниям Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. Ряд скульптур был воссоздан в наше время мастерами ОАО "Императорский фарфоровый завод" А.А. Даниловым, Г.А Белаш, А.П. Трофимовой, С. В. Плаховым, С.М. Яшниковым, О.М. Грушиной. На этикетках к скульптурам сохранены их авторские названия, зачастую являвшиеся в то время официальными именованиями этносов. Преимущественно это касается народов Сибири и Средней Азии.

Рядом со скульптурами представлены 56 соотносящихся с ними костюмных комплексов и отдельные вещи из собраний РЭМ и МАЭ, демонстрирующие состав и способы ношения одежды, характерные для каждой из представленных этнических традиций. Значительная часть костюмов является непосредственно тем "этнографическим материалом", с которым при создании скульптур работали П.П. Каменский и художники фарфорового завода. Остальные комплексы одежды являются аналогами нарядов, изображенных на статуэтках.

В год 400-летия Дома Романовых выставка "Образы народов России" является данью памяти императорской семье, принимавшей деятельное участие в создании и процветании Этнографического отдела Русского музея, ныне Российского этнографического музея, основной задачей которого по-прежнему остается сохранение и изучение культурного наследия народов России.
Диана Михайлова # 8 ноября 2014 в 06:12
Выставка «Перчаточки да рукавицы, чулочки да ноговицы»
Аксессуары традиционного костюма
30 мая- 30 сентября 2013.
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7700.htm

Российский этнографический музей впервые представляет своеобразную коллекцию аксессуаров традиционного костюма: "одежду для рук и ног" конца XIX - начала XX в. Общеизвестно, что на формирование народного костюма оказывали влияние множество факторов, среди которых наиболее важными были климатические условия. Одежда для рук и для ног являлась составной частью традиционного костюма. Сырьем при ее изготовлении служили разнообразные материалы: кожа, мех, шерсть, домашние и фабричные ткани. Носки, чулки, варежки вязали при помощи деревянной или костяной иглы, крючка или металлических спиц из шерстяных, льняных, конопляных, хлопчатобумажных и даже шелковых нитей; при производстве кожаных предметов использовали деревянные колодки.

В традиционном костюме многих народов России можно выделить два основных типа "одежды для ног". К первому типу относятся онучи/портянки, ко второму - чулки/носки. Наиболее древним элементом мужского и женского костюма являлись онучи. Летние онучи чаще всего были льняные, зимние - из шерстяных тканей.

Обертывание ног было связано с обувью, сплетенной из древесной коры или сшитой из кожи грубой выделки, а также с ношением сапог. В XIX веке с появлением более сложных видов обуви стали носить сшитые из сукна либо вязанные из овечьей или козьей шерсти чулки. Живописность и сложность орнамента отличали чулки и носки, которые делали на Кавказе и в Средней Азии, где они часто заменяли теплую обувь.

В холодное время повсеместно носили кожаные, матерчатые, вязаные или меховые рукавицы. В русской традиции известно три типа "одежды для рук" - это "однопалые рукавицы" с отделением для большого пальца, перчатки с пальцами или без пальцев (митенки, накулачники) и манжеты (напульсники, нарукавники), прикрывавшие запястье руки. В суровых условиях Сибири рукавицы у ряда тундровых и таежных народов наглухо пришивали к концам рукавов верхней одежды.

Для защиты запястий от весенних и зимних холодов на территории Западной Украины, в некоторых областях Белоруссии, на Северо-Западе России и в Прибалтике использовали вязаные напульсники, которые выглядели как широкие манжеты с узором.

Приведенные выше примеры показывают, что народы, проживающие на территории России в конце XIX - начале XX в., имели как общие, так и различные "аксессуары" для ног и рук. Сходство среди них свидетельствуют об общей истории формирования народных костюмов, а различия маркируют этническую и локальную специфику традиционных культур.

Выставка может быть интересна всем посетителям музея, особенно художникам, дизайнерам, модельерам, а также самодеятельным мастерам, поскольку использование этих традиционных атрибутов продолжает быть актуальным и в наши дни.
Диана Михайлова # 9 ноября 2014 в 19:52
Фотовыставка: «И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии»
30 мая-30 сентября 2013 года.
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7759.htm

Очередная фотовыставка отдела народов Северо-Запада и Прибалтики Российского Этнографического музея продолжает знакомить посетителей с именами исследователей, стоявших у истоков создания музея и внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры народов Балтийского и Баренцева регионов.

Иван Андреевич (Иоганес Леопольд) Гальнбек (1855-1934) - петербургский архитектор и художник-дизайнер эпохи модерна, старший библиотекарь Центрального училища технического рисования барона фон Штиглица, а также - основоположник фонда по эстонской этнографии в РЭМ.

В феврале 2013 г. Российский Этнографический музей представлял вниманию публики расширенный вариант экспозиции, посвященной собирательской и исследовательской деятельности И.А. Гальнбека. Выставка вызвала достаточно большой интерес у посетителей, но действовала небольшой срок, поэтому было принято решение о ее частичном повторе - показе фотопанно и интерактивного каталога, иллюстрирующих архивную часть собрания.

Для экспонирования были отобраны наиболее выразительные и хорошо сохранившиеся в художественном отношении этнографические рисунки И.А. Гальнбека 1903-1912 гг. В интерактивном каталоге представлены их сканированные изображения с минимальной цифровой обработкой. При моделировании композиций фотопанно ставилась иная задача: доступно и увлекательно рассказать о культуре островов Эстонии. Некоторые из них призваны показать сохранение традиций этнической культуры на островах Эстонии сегодня, а другие - акцентировать скрытый потенциал народного орнамента, чтобы молодые художники смогли проникнутся его красотой, как некогда, это удалось И.А. Гальнбеку.

Фотографии:
1. Иван Андреевич Гальнбек. Фотография начала XX в.
Из семейного архива А.П. Гальнбека.
2. Женщины в национальных костюмах: слева – в праздничном из прихода Ямая, справа – в траурным из прихода Ансекюля. о. Сааремаа.
3. Плетение невода.
Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 166.
4. Изгороди. о. Сааремаа, приход Вальяла.
Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 169.
5. Деревенские качели. о. Сааремаа, приход Вальяла.
Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 161. Фон: хутор Михкли – этнографический парк-музей о. Сааремаа. Фотография экспедиции 2010 г. «По следам Гальнбека».
Диана Михайлова # 13 ноября 2014 в 12:33
ВЫСТАВКА "ТВОРЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО.
КРАСОТА И МАСТЕРСТВО ПО-ИТАЛЬЯНСКИ.
МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ"
26 июля-28 августа 2013 г.
*** Российский этнографический музей *** # 15 ноября 2014 в 08:39
http://nevnov.ru/culture/sobitiya/vyistavka-krasota-r..

Выставка «Красота ремесел региона Тохоку, Япония» в Российском этнографическом музее
с 16 октября по 10 ноября 2013 года

Выставка проходит при поддержке Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге. Выставка была подготовлена в ознаменование годовщины сильнейшего землетрясения и цунами северо-западного района «Тохоку» Японии.
В торжественном открытии выставки приняли участие Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге г-н Ямамура и директор РЭМ Грусман Владимир Моисеевич. После небольшого выступления русских исполнителей, сыгравших на традиционных японских инструментах, c приветственной речью к гостям мероприятия обратился Генеральный консул г-н Ямамура: «Я очень рад возможности выступить на открытии выставки. В основе идеи ее организации заложено желание передать чувство благодарности людям мира, в том числе, конечно, петербуржцам, которые помогли нам после этого огромного бедствия. Я хочу еще раз сказать вам – большое спасибо!»
Экспозиция выставки «Красота ремесел региона Тохоку, Япония», по сути, является подарком – символом благодарности «Страны восходящего солнца» людям из разных стран, протянувшим региону Тохоку руку помощи в дни бедствия. Она уже экспонировалась в Германии, Италии, Эль-Сальвадоре, Доминиканской республике. С апреля она путешествует по России: ее уже увидели жители Южно-Сахалинска, Хабаровска и Владивостока. Теперь, благодаря содействию Российского этнографического музея и Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге, выставка предстает и перед петербуржцами.
В экспозицию выставки вошли предметы традиционных многовековых японских промыслов. Каждый из них – достоин пристального внимания. Здесь представлены работы разных техник и жанров: керамика, лакированная посуда, текстиль, деревянные и бамбуковые изделия, изделия из металла и многое другое. Выставка дает возможность зрителю увидеть красоту, а также понять суть японской культуры, взращенной на единении с природой, в противовес современным явлениям высоких технологий и небоскребов.
Район Тохоку располагается в северо-западной части острова Хонсю – самого большого острова Японского архипелага, объединяет в себе 6 префектур: Аомори, Акита, Иватэ, Фукусима, Мияги и Ямагата. Культура этих мест уникальна и самобытна, она впитала в себя все самое лучшее от великолепной природы и богатой истории.
Елена Корчагина # 15 ноября 2014 в 08:43
Диана, до какого числа работает выставка Перчаточки...? Варе На сайте не указано, здесь пишите - до 30.09, но в октябре еще работала.
Диана Михайлова # 15 ноября 2014 в 18:54
Елена, да, ее немного продлили. но уже разобрали.
Диана Михайлова # 17 ноября 2014 в 01:30
ПРОЕКТ "ПОЛЕВАЯ АВТОБИОГРАФИЯ".
ФОТОВЫСТАВКА "СБЕРЕГИ, ГОСПОДЬ, ДЕРЕВНИ"

Время проведения - 7.11.13 г.-31.01.14 г.
Место проведения - экспозиция "Народы Северо-Запада России и Прибалтики"

Фотовыставка «Сбереги, Господь, деревни» четырнадцая по счёту, подготовлена в рамках проекта «Полевая автобиография» сотрудником отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея Л. В. Корольковой. Она построена на материалах экспедиций 2005-2013 гг. осуществленных автором в Ленинградскую, Вологодскую, Новгородскую области, Олонецкий и Прионежский районы республики Карелия. Запечатленные на снимках сюжеты не только демонстрируют красоту и притягательность северной деревни, открытость и гостеприимство её жителей, но и заставляют задуматься о современных проблемах российской глубинки, которые оказывают негативное влияние на исторически сложившуюся систему расселения в России. В последние годы процесс сокращения численности сельских поселений достиг критической отметки. Каждый день в нашей стране исчезает три деревни. Большинство исследователей этой проблемы считают, что спасти село сегодня уже невозможно, так как государству это экономически не выгодно. Таким образом, деревня, являющаяся оплотом традиции и ментальности народа, обречена на исчезновение. Эта тема сегодня слышна не только с трибун; она звучит со страниц газет и журналов, к ней обращаются современные писатели и поэты. Вот несколько пронзительных до боли строк из стихотворения поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве».
«Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать, хотя бы раз то,
Как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час»
Извечный вопрос: «что делать?» и в наши дни, актуален как никогда. Ответ же на него может быть только один: сегодня изменить ситуацию в корне могут только люди, неравнодушные к своей истории, традиционной культуре, «родовому гнезду» и также те, кто до сих пор живет и работает на земле.
*** Российский этнографический музей *** # 17 ноября 2014 в 23:23
"ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ".
Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения С.М. ДУДИНА
1.12.2013 – 31.01.2014
http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/369/7689.htm
Выставка «Художественный текстиль народов Средней Азии» посвящена 150-летию со дня рождения Самуила Мартыновича Дудина (1863-1929), художника, фотографа, одного из первых собирателей этнографических коллекций по народам Средней Азии. Экспонаты, приобретенные им в ходе экспедиций 1900-1902 годов, проведенных по заданию Этнографического отдела Русского музея (ныне - Российский этнографический музей), стали первыми памятниками среднеазиатской традиционной культуры в его собрании. С.М. Дудин проехал сотни километров, побывав на стойбищах кочевников, в высокогорных селениях, городах и кишлаках, расположенных в оазисах, мужественно преодолевая дорожные тяготы и недоверчивое отношение населения. Современники называли его «мастером глаза и руки» за умение выбрать из многообразия предметов повседневной жизни наиболее оригинальные, запечатлеть на фотоснимках самые характерные явления. Особое внимание в собирательской работе Дудин как художник уделял предметам, в которых отразились эстетические представления и традиции художественного творчества местного населения, прежде всего разнообразным текстильным изделиями - тканям, вышивкам, коврам, узорным войлокам и циновкам, составлявшим значительную и наиболее этнически выразительную часть предметного мира среднеазиатской культуры.
В оазисах центральной части региона, где еще во II тысячелетии до н.э. было известно возделывание хлопчатника и хлопкоткачество, а в V веке н.э. получили развитие шелко¬водство и шелкоткачество, он собрал обширную коллекцию высокохудожественных кустарных тканей, вырабатывавшихся в ремесленных мастерских Бухары, Самарканда, Ташкента, городов Ферганской долины. В нее вошли наиболее распространенные у местного населения полосатые ткани - хлопчатобумажная алоча и полушелковый бекасаб, поражающие многообразием комбинаций полосатого рисунка; бархат, который в конце XIX века ткали уже только в Бухаре по заказу придворной знати; набойка и ткани с абровым узором. Последние орнаментировали путем нанесения узора на нити основы перед тканьем с после-дующей резервацией (путем обмотки) и окраской определенных участков в нужные цвета, в результате чего, из-за затекания краски по краям обмотки, контуры узоров на готовой ткани имели расплывчатые очертания (узб., тадж. «абр» - облако; в международной текстильной практике эта техника называется икат). Кроме того, в городах и селениях оазисов Дудин собрал большую коллекцию вышитых изделий, включающую детали костюма, различного вида покрывала для постели новобрачных, элементы убранства жилища, молитвенные коврики и другие предметы утилитарно-декоративного назначения, представляющие великолепные произведения женского рукоделия равнинных таджиков и оседлых узбеков.
Художественный текстиль полукочевых узбеков, туркмен, киргизов, казахов, занятия которых были связаны со скотоводством, а образ жизни с кочеванием, представлен в собрании Дудина вышитыми, ковровыми и войлочными изделиями, тростниковыми циновками с узорами, полученными путем обматывания каждой тростинки разноцветными шерстяными нитями. Приобретая эти произведения текстильного искусства, он стремился показать их этнические и локальные особенности, видовое и орнаментальное разнообразие. Так, в свое собрание войлочных изделий С.М. Дудин включил войлоки и с простейшими вкатанными узорами, и орнаментированные в более сложных техниках - аппликации и мозаики, которыми в совершенстве владели киргизы и казахи; войлочные кошмы, которыми покрывали пол в юрте, узорные полосы для ее украшения и мешки для хранения и перевозки во время перекочевок предметов повседневного обихода. Он собрал прекрасную коллекцию предметов одежды и быта, оформленных лаконичной, но зачастую необыкновенно тонкой и изящной вышивкой, характерной для кочевников. Чрезвычайно широко и полно представлены в его коллекциях произведения среднеазиатского ковроткачества, особенно изделия туркменских мастериц.
*** Российский этнографический музей *** # 18 ноября 2014 в 14:48
Выставка «Меж двух миров» – (к 150-летию со дня рождения С.А. Ан-ского)
Октябрь 2013 г. - ноябрь 2014 г.

Выставка знакомит с предметами и фотографиями из уникальной коллекции С. Ан-ского, которые хранящимися в собрании Российского этнографического музея, а также предоставленными центром "Петербургская Иудаика" и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Диана Михайлова # 18 ноября 2014 в 16:40
ФОТОВЫСТАВКА
"ТРАДИЦИОННЫЙ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК В РУМЫНСКОЙ ДЕРЕВНЕ" В РОССИЙСКОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ –
по материалам румынского села им. Димитрия Густи
25 декабря 2013 г. – 28 января 2014 г.

В народном календаре два главных христианских праздника, Пасха и Рождество, которые иногда накладываются по времени на старые праздники, сохранившиеся в коллективной памяти с дохристианских времен и связанные с «началом нового времени» и «обновлением природы». Эти праздники, посвященные солнечному и/или лунному божествам, смерти и рождению, по традиции отмечались ежегодно. Поэтому в основе праздничных действий Пасхи и особенно Рождества можно обнаружить древние ритуалы, песни, жесты, сохранившиеся от дохристианских времен, со времен язычества. Образы Св. Николая (Санты Клауса), Отца Ива и Деда Мороза гармонично соединяются в праздновании двух важнейших праздников - Рождества и Нового года. Именно этот удивительный синтез христианства и дохристианских верований язычества придает им особенные, специфические нотки. Рождество - время рождественских гимнов, Новый год - время танцев и масок: вот два важнейших элемента, определяющих их самобытность. Трудно найти столь интересные Рождественские празднования, какие бытуют у румын, и так же трудно найти более красивое исполнение рождественских гимнов, чем то, каким славятся румыны!

Как писал Михай Поп, «время в целом непрерывно, и люди, чтобы понять его, справиться с ним и организовать его, раскроили его на лоскуты. Наблюдая за движением звезд и сменой сезонов, они разделили его и сделали год, который нарезали на кусочки поменьше - месяцы. Двенадцати¬дневные рождественские праздники и есть олицетворение двенадцати месяцев» (Pop М. Folclor Romnesc. Bucureti, 1998. P. 294). Этот «отрезок» времени, двенадцать праздничных дней (duodecesima), под¬разумевает проведение ежедневных обрядов, которые сегодня накладываются на большой христианский праздник - Рождество. Праздники, связанные с переходом от старого времени к новому, сегодня проходят под знаком христианства и начинаются в канун Рождества, в Сочельник, 24 декабря, и продолжаются до конца двенадцатидневного срока, до праздника Богоявления 6 января. В Сочельник все готовы получить великую новость Рождества. Священник заходит в дома с Рождественской иконой, принося с собой новости о Рождестве и давая благословение дому и семье. «Очевидно, что все, что происходит в эти двенадцать дней, не является частью повседневной жизни» (Pop М. Op. cit. Р. 295). Человек вновь переживает те события, которые уже произошли, совершает обряды и произносит заклинания, которые помогут перейти порог, разделяющий два разных времени. И человек возрождается, очищенный от грехов через образ божественной жертвы.
Первая часть этого «перехода» остается за христианским праздником Рождества.
В народном календаре, в праздник зимнего солнцестояния, Дед Мороз и Иисус Христос, Спаситель, который рождается «крошечный и опеленный» спеленатый (как поется в румынских рождественских гимнах), разделяются. Однако прослеживается очевидный синкретизм между дохристианскими верованиями и праздниками, посвященными «началу нового времени» и «обновлению природы». Этот синкретизм, это явление порождено долгим сосуществованием церкви (и христианских верований) с дохристианскими представлениями, которые вносят дополнительные необычные нотки в логику развития празднования Нового года и Рождества.
Рождество — второе по значимости в иерархии христианских праздников после Пасхи.

На всем пространстве Юго-Восточной Европы в народном календаре всех стран, как христианских, так и нехристианских, начиная с XX века Дед Мороз («Корочун» или «Карачун» у русских, «Кrаuп» у чехов и словаков, «Karacsony» у венгров) явля¬ется солнечным божеством, который рождается 25 декабря и, прожив 365 дней, стареет и умирает для того, чтобы возродиться в начале следующего года. Все это происходит согласно традиции календарного обновле¬ния в период зимнего солнцестояния, то есть на пороге нового года. Этот день в году самый короткий, а ночь - самая длинная, н
Диана Михайлова # 19 ноября 2014 в 19:28
Выставка «Преображение кимоно. Мастерство Итику Кубота»

2-22 февраля 2014 года в Российском этнографическом музее пройдет выставка коллекции уникальных кимоно работы знаменитого японского мастера Итику Кубота. Это собрание нарядов чуть не было распродано по частям после банкротства музея Итику Кубота в Японии. Его спас известный предприниматель и меценат Фаттах Шодиев. Он приобрел всю коллекцию, чтобы сохранить ее для мировой культуры целиком.

Несмотря на то, что "кимоно" буквально переводится как "одежда, которую носят", в культурной традиции Японии этот предмет одежды давно стал чем-то гораздо большим. Как и многие другие традиционные костюмы, знатоку кимоно расскажет о социальном статусе, достатке, иногда и о родовой принадлежности обладателя. Более того, узор на кимоно настоящего японца зависит даже от времени года. Каждое кимоно ручной работы - это настоящее произведение искусства. В нем сочетаются традиционная эстетика, символика, и авторский стиль художника.

Итику Кубота по праву считается великим мастером живописи и текстиля ХХ века. В 14 лет он стал учеником художника кимоно Кобаяси Киеси, который специализировался на ручной росписи. Кубота также изучил и другие методы украшения тканей, пейзажную живопись в японском стиле, портретную живопись. Познакомившись с творениями мастеров росписи по ткани XV-XVI веков, художник большую часть жизни посвятил возрождению и художественной переработке их техник. В итоге Кубота разработал собственный метод, который он назвал Itchiku Tsujigahana. Эта сложная техника сочетает в себе различные методы крашения, вышивки, наложения красок и покроя.

В 1961 году, Кубота открыл собственную студию в Токио. Мастер относился к кимоно как к художественному полотну. Он изображал на них пейзажи родной Японии, фиксируя тончайшие нюансы состояния природы в разные времена года.
Еще при жизни художника коллекция неоднократно демонстрировалась в Америке и в Европе.

Сегодня Международный Фонд Шодиева организует выставочные проекты, демонстрируя коллекцию за пределами Японии. Теперь и у петербуржцев появилась возможность увидеть уникальную природу и традиционную культуру Японии сквозь призму таланта одного человека.

http://www.ethnomuseum.ru/section341/349/881/7700.htm
Яндекс.Метрика